Научная статья на тему 'ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВЫХ НАВЫКОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ВУЗА'

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВЫХ НАВЫКОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИИ / НАВЫКИ / ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ / ФОРМИРОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЯ / ЭТАП

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алимов Ф.Ш., Фахрутдинова Р.А.

В статье рассматривается этапы развития языковых навыков в условиях цифровизации образовательного пространства вуза. Анализируется этапы развитие формирования навыков и умений письменной речи студентов нефилологических факультетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алимов Ф.Ш., Фахрутдинова Р.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВЫХ НАВЫКОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ВУЗА»

УДК 37

Алимов Ф.Ш.,

канд.пед.наук, доцент АндГУ г.Андижан, Узб.

Фахрутдинова Р.А.

док.пед.наук, профессор КФУ, г. Казань, РФ

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВЫХ НАВЫКОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ВУЗА

Аннотация

В статье рассматривается этапы развития языковых навыков в условиях цифровизации образовательного пространства вуза. Анализируется этапы развитие формирования навыков и умений письменной речи студентов нефилологических факультетов.

Ключевые слова:

цифровизации, навыки, письменная речь, формирование, обучения, этап.

В сознательном подходе к формированию навыков говорения речевые действия выполняются на основе знаний, а затем доводятся до автоматизированного уровня. При интуитивном подходе речевой акт автоматизируется не на основе знания, а путем его многократного повторения. Но практически все методисты признают, что осознанный подход к обучению иностранному языку в школе и вузе отличается от интуитивного подхода своей надежностью и экономичностью. В обучении письменной речи в условиях цифровизации образовательного пространства вуза необходимо сначала формировать навыки письма, а затем уже на основе письма можно перейти к формированию письменно-речевых умений. Письменный текст является продуктом интеллектуальной деятельности человека и приобретает коммуникативное значение. Анализ языковой, психологической, социально-духовной и профессиональной коммуникативной компетенции помогает разработать эффективную методику обучения письменной речи.

Продуктом письменной речевой деятельности является письменный текст, что требует углубленного изучения лингвопсихологических особенностей этого процесса и разработки стратегии создания текста.

Следует отметить, что проблема речевой деятельности и речеобразования является объектом исследования у многих психологов, лингвистов и психолингвистов.

По Л. С. Выготск ому, сначала формируется желание, а потом рождается идея. После того как эта идея находит свое выражение во внутренней речи, она участвует в речевой деятельности в виде слов, выражающих содержание и смысл, имеющих внешнее значение.

А. А. Леонтьев и Т. В. Рябова, утверждая первичность мотива, подчеркивают, что из него рождается мысль, затем посредством внутреннего планирования (программирования) расширяется значение слова и оно выражается в грамматических структурах определенного языка.

Несколько иначе подходит к этому процессу Т.В.Ахутина. Признавая мотив первичным, она также утверждает, что мотив есть толчок к рождению мысли, в результате чего формируется речевое намерение и оно приобретает содержание и определенную грамматическую конструкцию, а затем посредством кинетического планирования и программирования входит внешняя речь.

А.Р.Лурия анализирует этот процесс с точки зрения трансформационной грамматики и акцентирует внимание на сложном смысловом и синтаксическом выражении мысли.

И.А.Зимняя анализирует процесс формирования этой речи более сжато и делит его на три этапа

(фазы):

1. Мотивационно-побуждающий (основанный на желании).

2. Формирующий.

3. Реализующий.

Из этого следует, что для осуществления речевой деятельности в обучении иностранному языку также прежде всего требуется желание, то есть желание (мотивация) по отношению к говорению, слушанию, чтению и письму. Такая мотивация возникает на основе речевой потребности. Поэтому потребность первична по отношению к речевому мотиву, выступающему в качестве стимула при формировании речи. Только потребность может создать желание, то есть побуждение к речевому общению, а это ведет к порождению мысли. Затем эта мысль находит свое выражение во внутренней речи на основе средств определенного языка (родного или иностранного) и выходит во внешнюю речь, в звуковой оболочке.

Известно, что формирование речевых навыков и компетенций осуществляется посредством речевой практики, то есть речевой деятельности. Поэтому в основе изучения языка лежат знания о системе языка, речевых навыках и компетенциях, формируемых посредством речевой деятельности.

Согласно теории обучения иностранному языку Д. Кэрролла, формирование навыка осуществляется в форме речевого стимула и реакции и путем доведения речевых действий до автоматического уровня. Для этого требуется многократное повторение речевых движений с помощью упражнений. Также Дж. Кэрролл выделяет путь формирования навыков через осознанное изучение звуковых кодов, то есть предлагает формирование навыков и умений путём изучения и анализа фонологических, грамматических, лексических моделей изучаемого языка.

Действительно, если студенты понимают языковые явления, а затем практикуют, повторяя их на основе разных речевых ситуаций, автоматизм этих речевых актов будет достигаться быстрее и затратится меньше времени на формирование навыков.

Механизм письменной речи, включающий все эти речевые операции, можно рассматривать как компонент речевого механизма, обеспечивающий осуществление письменной речевой деятельности в соответствии с речевой потребностью, целевым назначением и речевой ситуацией.

Развитие письменной речи студентов нефилологических факультетов включает в себя формирование навыков письма и письменной речи.

Формирование и развитие навыков письменной речи развивалось по трем этапам, предложенным Ш. Ф. Шатиловым.

1. Подготовительный этап, основанный на ориентирах;

2. Ситуативный этап, направленный на создание стереотипов;

3. Ситуативный этап, основанный на разных ситуациях.

При этом задачей подготовительного этапа является введение в учебный процесс изучаемого языкового материала (грамматического, лексического или фонетического) и выполнение связанных с ним речевых действий по образцу с правилами или без них. Это делается двумя способами - практическим или сознательно-теоретическим. В первом она осуществляется путем многократного интуитивного повторения речевого акта, а во втором - посредством сознательной ориентировки, т. е. путем объяснения правил, использования аналогий, сопоставления с аналогичными явлениями в родном языке.

На втором этапе, направленном на формирование стереотипов, изучаемый языковой материал доводится до автоматизированного уровня с помощью речевых актов. Автоматизация речевых актов осуществляется путем их многократного повторения студентами. Преподаватель следит за этим процессом, при необходимости исправляет ошибки и объясняет их происхождение.

На третьем этапе, направленном на «использование» усвоенного языкового материала в различных речевых ситуациях, продолжается автоматизация речевых движений и формируется адекватность и

эластичность формируемых умений по отношению к речевой ситуации.

Как отмечал С.Ф.Шатилов, последние два этапа составляют психофизиологическую основу формирования речевых стереотипов. В методике обучения иностранному языку наряду с фонетическими, лексическими, грамматическими навыками говорения выделяют также технические навыки. Это могут быть навыки чтения и письма. Их также называют «перцептивными моторными навыками».

Педагогические концепции, нововведения, интерактивные методы и связанные с ними новые понятия, вошедшие в систему образования в последние годы, усваиваются студентами, что повышает эффективность их практического применения.

В условиях цифровизации формирование умений письменной речи целесообразно организовать на основе пяти этапов.

1-этап Объяснение рече-моторных действий, относящихся к письму

II-этап

Инструкция о формировании письменно-речевых умений и используемых средств и методов

1У-этап

Обобщения письменно-речевых действий, использования нетрадиционных методов, инструктирование с учетом индивидуальных особенностей обучаемых, оабота нал ошибками

III-этап

Определение формирования трудностей и объяснение способов их преодоления

I

г

V.

V -этап Усложнение задач, формирование креативности у студентов

Л

J

Рисунок 1 - Этапы формирования навыков и умений письменной речи в условиях цифровизации

образовательного пространства вуза

На первом этапе студентам разъясняется порядок и способ речемоторных действий, которые необходимо освоить. Выполнение этих действий наблюдается и контролируется преподавателем.

На втором этапе студентам разъясняются правила формирования умений письменной речи и приводятся методические указания по использованию вспомогательных средств.

На третьем этапе объясняются способы преодоления трудностей (их устранения), возникающих в процессе выполнения письменных речевых упражнений, формируется мотивация к выполнению письменных речевых упражнений, используются методы и упражнения, направленные на активизацию учащихся, показывается способы их реализация.

Четвертый этап характеризуется согласованием практических действий, направленных на формирование вопросов письменной речи, целенаправленным использованием нетрадиционных, интерактивных методов, постановкой заданий с учетом индивидуальных особенностей учащихся, анализом упражнений, выполняемых на предыдущих этапах, работой над ошибками и путями их преодоления. Этот этап является важным в формировании навыков письменной речи.

Пятый этап. Данному этапу характерно усложнение поставленных задач по выраженнию мысли в письменной форме. Особое внимание уделяется разнообразию используемых приемов и упражнений на формирование творческих способностей студентов в процессе подготовки письменной информации. Поощряется творческий подход студентов к выполнению письменных заданий. Это дает им чувство внутреннего удовлетворения, удовлетворенности своими поступками. Скорость формирования навыков

письменной речи зависит от уровня легкости и быстроты выполнения действий, связанных с письменной речью. Следует отметить, что уровень сформированности умения письменной речи не ограничивается написанием эссе или письменной информации. Полнота выполнений письменно-речевых заданий определяется устойчивостью умений письменной речи. Итак, уровень сформированности навыков письменной речи определяется умением студента свободно использовать письменную речь в новых речевых ситуациях, связанных с их будущей профессиональной деятельностью. Поскольку для каждой профессии существуют навыки и умения, связанные с этой профессией, студентам нефилологических факультетов также необходимо развивать умения письменной речи на английском языке, связанные с их будущей профессией или характерные для неё. Навыки и умения являются трансферабельными, поэтому в формировании навыков и умений письменной речи у студентов нефилологических факультетов на английском языке необходимо учитывать сформированные навыки письменной речи в их родном языке, уровень их сформированности, а также умения и навыки письма, сформированные у студентов в процессе изучения английского языка в школе.

Таким образом, технологический процесс формирования навыков письменной речи студентов нефилологических факультетов на английском языке отличается точностью, лаконичностью формируемых навыков, адаптивностью к новым речевым ситуациям, гарантированностью их усвоения студентами. Технологический подход в формировании навыков письменной речи должен найти отражение в учебниках по английскому языку для студентов нефилологических факультетов. Формирование навыков и умений письменной речи с ориентацией на будущую профессию студентов гарантирует их свободное использование в речевой деятельности и повышает уровень компетентности студентов по иностранному языку. Для формирования навыков письменной речи требуется специально разработанная система упражнений. Целесообразно, чтобы такой комплекс упражнений включил бы в себя письменные задания, вопросы, контрольные тесты и упражнения, вызывающие интерес у студентов. Одним из важных вопросов в изучении иностранного языка является применение сформированных письменно-речевых умений в практике. Этому положительно способствуют электронные учебники, электронные словари, виртуальная доска и другие учебные платформы.

Электронные учебники являются более мобильным, доступным и быстрым фактором, что создаёт для студентов возможность не только выбрать соответствующий языковой материал, но и способствуют подбору необходимой информации. Одним из преимуществ использования электронных словарей является то, что они положительно влияют на формирование письменно-речевых умений, поскольку они создают возможность демонстрации и закрепления профессиональных терминов с последующей отработкой их произношения, так как такие словари имеют звуковое сопровождение. Можно также успешно применять виртуальные доски типа Miro, Jamboard и др. Использование таких электронно-обучающих средств поможет преподавателю решать разнообразные задачи, по требованию которых студенты, выполняя упражнения, могут наблюдать действия друг друга, делать пометки в то место, где допустили ошибки в письме или тексте.

Список использованной литературы:

1. Азизхаджаева Н.Н. Педагогические технологии и педагогическое мастерство. - Т.: Чулпан, 2005 - C.164

2. Джалолов Ж.Ж. English language teaching methodology. - Т.: Фан ва таълим нашриёти. 2015. - Б.11

3. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности: избранные психологические труды. - М.; Воронеж: Моск. Психолого-социальный инст: МО ДЕК, 2001. - 432 с.

4. Лурия А.Р. Письмо и речь. Нейролингвистические исследования. - М.: Академия, 2002. - 346 с.

5. Мильруд Р.П. Методика преподавания английского языка. English Teaching Methodology: учеб. Пособие для вузов/ 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2007. - 253 с.

6. Хошимов У., Ёцубов И. Методика обучения английскому языку. - Т.: "Шарк", 2003. - С. 179-185.

© Алимов Ф.Ш., Фахрутдинова Р.А., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.