УДК 37
Алимов Ф.Ш.,
канд.пед.наук, доцент АндГУ г.Андижан, Узб.
Фахрутдинова Р.А.
док.пед.наук, профессор КФУ, г. Казань, РФ
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВЫХ НАВЫКОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ВУЗА
Аннотация
В статье рассматривается этапы развития языковых навыков в условиях цифровизации образовательного пространства вуза. Анализируется этапы развитие формирования навыков и умений письменной речи студентов нефилологических факультетов.
Ключевые слова:
цифровизации, навыки, письменная речь, формирование, обучения, этап.
В сознательном подходе к формированию навыков говорения речевые действия выполняются на основе знаний, а затем доводятся до автоматизированного уровня. При интуитивном подходе речевой акт автоматизируется не на основе знания, а путем его многократного повторения. Но практически все методисты признают, что осознанный подход к обучению иностранному языку в школе и вузе отличается от интуитивного подхода своей надежностью и экономичностью. В обучении письменной речи в условиях цифровизации образовательного пространства вуза необходимо сначала формировать навыки письма, а затем уже на основе письма можно перейти к формированию письменно-речевых умений. Письменный текст является продуктом интеллектуальной деятельности человека и приобретает коммуникативное значение. Анализ языковой, психологической, социально-духовной и профессиональной коммуникативной компетенции помогает разработать эффективную методику обучения письменной речи.
Продуктом письменной речевой деятельности является письменный текст, что требует углубленного изучения лингвопсихологических особенностей этого процесса и разработки стратегии создания текста.
Следует отметить, что проблема речевой деятельности и речеобразования является объектом исследования у многих психологов, лингвистов и психолингвистов.
По Л. С. Выготск ому, сначала формируется желание, а потом рождается идея. После того как эта идея находит свое выражение во внутренней речи, она участвует в речевой деятельности в виде слов, выражающих содержание и смысл, имеющих внешнее значение.
А. А. Леонтьев и Т. В. Рябова, утверждая первичность мотива, подчеркивают, что из него рождается мысль, затем посредством внутреннего планирования (программирования) расширяется значение слова и оно выражается в грамматических структурах определенного языка.
Несколько иначе подходит к этому процессу Т.В.Ахутина. Признавая мотив первичным, она также утверждает, что мотив есть толчок к рождению мысли, в результате чего формируется речевое намерение и оно приобретает содержание и определенную грамматическую конструкцию, а затем посредством кинетического планирования и программирования входит внешняя речь.
А.Р.Лурия анализирует этот процесс с точки зрения трансформационной грамматики и акцентирует внимание на сложном смысловом и синтаксическом выражении мысли.
И.А.Зимняя анализирует процесс формирования этой речи более сжато и делит его на три этапа
(фазы):
1. Мотивационно-побуждающий (основанный на желании).
2. Формирующий.
3. Реализующий.
Из этого следует, что для осуществления речевой деятельности в обучении иностранному языку также прежде всего требуется желание, то есть желание (мотивация) по отношению к говорению, слушанию, чтению и письму. Такая мотивация возникает на основе речевой потребности. Поэтому потребность первична по отношению к речевому мотиву, выступающему в качестве стимула при формировании речи. Только потребность может создать желание, то есть побуждение к речевому общению, а это ведет к порождению мысли. Затем эта мысль находит свое выражение во внутренней речи на основе средств определенного языка (родного или иностранного) и выходит во внешнюю речь, в звуковой оболочке.
Известно, что формирование речевых навыков и компетенций осуществляется посредством речевой практики, то есть речевой деятельности. Поэтому в основе изучения языка лежат знания о системе языка, речевых навыках и компетенциях, формируемых посредством речевой деятельности.
Согласно теории обучения иностранному языку Д. Кэрролла, формирование навыка осуществляется в форме речевого стимула и реакции и путем доведения речевых действий до автоматического уровня. Для этого требуется многократное повторение речевых движений с помощью упражнений. Также Дж. Кэрролл выделяет путь формирования навыков через осознанное изучение звуковых кодов, то есть предлагает формирование навыков и умений путём изучения и анализа фонологических, грамматических, лексических моделей изучаемого языка.
Действительно, если студенты понимают языковые явления, а затем практикуют, повторяя их на основе разных речевых ситуаций, автоматизм этих речевых актов будет достигаться быстрее и затратится меньше времени на формирование навыков.
Механизм письменной речи, включающий все эти речевые операции, можно рассматривать как компонент речевого механизма, обеспечивающий осуществление письменной речевой деятельности в соответствии с речевой потребностью, целевым назначением и речевой ситуацией.
Развитие письменной речи студентов нефилологических факультетов включает в себя формирование навыков письма и письменной речи.
Формирование и развитие навыков письменной речи развивалось по трем этапам, предложенным Ш. Ф. Шатиловым.
1. Подготовительный этап, основанный на ориентирах;
2. Ситуативный этап, направленный на создание стереотипов;
3. Ситуативный этап, основанный на разных ситуациях.
При этом задачей подготовительного этапа является введение в учебный процесс изучаемого языкового материала (грамматического, лексического или фонетического) и выполнение связанных с ним речевых действий по образцу с правилами или без них. Это делается двумя способами - практическим или сознательно-теоретическим. В первом она осуществляется путем многократного интуитивного повторения речевого акта, а во втором - посредством сознательной ориентировки, т. е. путем объяснения правил, использования аналогий, сопоставления с аналогичными явлениями в родном языке.
На втором этапе, направленном на формирование стереотипов, изучаемый языковой материал доводится до автоматизированного уровня с помощью речевых актов. Автоматизация речевых актов осуществляется путем их многократного повторения студентами. Преподаватель следит за этим процессом, при необходимости исправляет ошибки и объясняет их происхождение.
На третьем этапе, направленном на «использование» усвоенного языкового материала в различных речевых ситуациях, продолжается автоматизация речевых движений и формируется адекватность и
эластичность формируемых умений по отношению к речевой ситуации.
Как отмечал С.Ф.Шатилов, последние два этапа составляют психофизиологическую основу формирования речевых стереотипов. В методике обучения иностранному языку наряду с фонетическими, лексическими, грамматическими навыками говорения выделяют также технические навыки. Это могут быть навыки чтения и письма. Их также называют «перцептивными моторными навыками».
Педагогические концепции, нововведения, интерактивные методы и связанные с ними новые понятия, вошедшие в систему образования в последние годы, усваиваются студентами, что повышает эффективность их практического применения.
В условиях цифровизации формирование умений письменной речи целесообразно организовать на основе пяти этапов.
1-этап Объяснение рече-моторных действий, относящихся к письму
II-этап
Инструкция о формировании письменно-речевых умений и используемых средств и методов
1У-этап
Обобщения письменно-речевых действий, использования нетрадиционных методов, инструктирование с учетом индивидуальных особенностей обучаемых, оабота нал ошибками
III-этап
Определение формирования трудностей и объяснение способов их преодоления
I
г
V.
V -этап Усложнение задач, формирование креативности у студентов
Л
J
Рисунок 1 - Этапы формирования навыков и умений письменной речи в условиях цифровизации
образовательного пространства вуза
На первом этапе студентам разъясняется порядок и способ речемоторных действий, которые необходимо освоить. Выполнение этих действий наблюдается и контролируется преподавателем.
На втором этапе студентам разъясняются правила формирования умений письменной речи и приводятся методические указания по использованию вспомогательных средств.
На третьем этапе объясняются способы преодоления трудностей (их устранения), возникающих в процессе выполнения письменных речевых упражнений, формируется мотивация к выполнению письменных речевых упражнений, используются методы и упражнения, направленные на активизацию учащихся, показывается способы их реализация.
Четвертый этап характеризуется согласованием практических действий, направленных на формирование вопросов письменной речи, целенаправленным использованием нетрадиционных, интерактивных методов, постановкой заданий с учетом индивидуальных особенностей учащихся, анализом упражнений, выполняемых на предыдущих этапах, работой над ошибками и путями их преодоления. Этот этап является важным в формировании навыков письменной речи.
Пятый этап. Данному этапу характерно усложнение поставленных задач по выраженнию мысли в письменной форме. Особое внимание уделяется разнообразию используемых приемов и упражнений на формирование творческих способностей студентов в процессе подготовки письменной информации. Поощряется творческий подход студентов к выполнению письменных заданий. Это дает им чувство внутреннего удовлетворения, удовлетворенности своими поступками. Скорость формирования навыков
письменной речи зависит от уровня легкости и быстроты выполнения действий, связанных с письменной речью. Следует отметить, что уровень сформированности умения письменной речи не ограничивается написанием эссе или письменной информации. Полнота выполнений письменно-речевых заданий определяется устойчивостью умений письменной речи. Итак, уровень сформированности навыков письменной речи определяется умением студента свободно использовать письменную речь в новых речевых ситуациях, связанных с их будущей профессиональной деятельностью. Поскольку для каждой профессии существуют навыки и умения, связанные с этой профессией, студентам нефилологических факультетов также необходимо развивать умения письменной речи на английском языке, связанные с их будущей профессией или характерные для неё. Навыки и умения являются трансферабельными, поэтому в формировании навыков и умений письменной речи у студентов нефилологических факультетов на английском языке необходимо учитывать сформированные навыки письменной речи в их родном языке, уровень их сформированности, а также умения и навыки письма, сформированные у студентов в процессе изучения английского языка в школе.
Таким образом, технологический процесс формирования навыков письменной речи студентов нефилологических факультетов на английском языке отличается точностью, лаконичностью формируемых навыков, адаптивностью к новым речевым ситуациям, гарантированностью их усвоения студентами. Технологический подход в формировании навыков письменной речи должен найти отражение в учебниках по английскому языку для студентов нефилологических факультетов. Формирование навыков и умений письменной речи с ориентацией на будущую профессию студентов гарантирует их свободное использование в речевой деятельности и повышает уровень компетентности студентов по иностранному языку. Для формирования навыков письменной речи требуется специально разработанная система упражнений. Целесообразно, чтобы такой комплекс упражнений включил бы в себя письменные задания, вопросы, контрольные тесты и упражнения, вызывающие интерес у студентов. Одним из важных вопросов в изучении иностранного языка является применение сформированных письменно-речевых умений в практике. Этому положительно способствуют электронные учебники, электронные словари, виртуальная доска и другие учебные платформы.
Электронные учебники являются более мобильным, доступным и быстрым фактором, что создаёт для студентов возможность не только выбрать соответствующий языковой материал, но и способствуют подбору необходимой информации. Одним из преимуществ использования электронных словарей является то, что они положительно влияют на формирование письменно-речевых умений, поскольку они создают возможность демонстрации и закрепления профессиональных терминов с последующей отработкой их произношения, так как такие словари имеют звуковое сопровождение. Можно также успешно применять виртуальные доски типа Miro, Jamboard и др. Использование таких электронно-обучающих средств поможет преподавателю решать разнообразные задачи, по требованию которых студенты, выполняя упражнения, могут наблюдать действия друг друга, делать пометки в то место, где допустили ошибки в письме или тексте.
Список использованной литературы:
1. Азизхаджаева Н.Н. Педагогические технологии и педагогическое мастерство. - Т.: Чулпан, 2005 - C.164
2. Джалолов Ж.Ж. English language teaching methodology. - Т.: Фан ва таълим нашриёти. 2015. - Б.11
3. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности: избранные психологические труды. - М.; Воронеж: Моск. Психолого-социальный инст: МО ДЕК, 2001. - 432 с.
4. Лурия А.Р. Письмо и речь. Нейролингвистические исследования. - М.: Академия, 2002. - 346 с.
5. Мильруд Р.П. Методика преподавания английского языка. English Teaching Methodology: учеб. Пособие для вузов/ 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2007. - 253 с.
6. Хошимов У., Ёцубов И. Методика обучения английскому языку. - Т.: "Шарк", 2003. - С. 179-185.
© Алимов Ф.Ш., Фахрутдинова Р.А., 2023